Игры в программистов

Нет, это будет не познавательная статья, не обзор сетевых ресурсов, которые обучают программированию в игровом режиме (геймификация, которую сейчас все вставляют везде, чтобы оправдать общий инфантилизм, честно говоря, достала уже). Это будет опять вопль завистливого старого хрыча о молодых и подающих надежды.

Всем понятно, что за программированием не только будущее, но и настоящее, а в некоторых случаях даже и прошлое (не спрашивайте меня, почему я так сформулировал предложение, захотелось мне). И понятно, что большинство моих учеников (они не только мои, у них есть ещё учителя в школах, различные курсы, которые они думают, что проходят и, само собой, вполне такие себе непомерные амбиции по поводу своего будущего) это самое программирование пытается изучить. Многие — большие молодцы, поскольку действительно учатся. Но (и таких всё больше) встречаются особенные, которые занимаются примерно тем же, что и стражники славного города Хвалин из романа почитаемого не только мной Ника Данилыча Перумова «Алмазный меч, деревянный меч»:

«...-  Эхе-хе… Ну и времена настали распроклятые… – продолжал тем временем вздыхать Сидри. На глаза ему то и дело попадалась надпись на воротах крупными кривыми рунами, да вдобавок ещё и с ошибками. «Входт ельфам, данам, оркам и гнумам толко с биркай!»

Начертанная мелом надпись изрядно устарела. Уже много десятилетий Дану не посещали Хвалин по собственной воле, пусть даже и с бирками инородцев, а лишь в качестве рабов, чтобы быть проданными на пыльной площади невольничьего рынка. Однако устав есть устав, и неграмотные стражники каждый день согласно циркуляру старательно подновляли надпись, сверяясь с замусоленным оригиналом. Изменить её никто не озаботился.»

То есть стражники там, неграмотные поголовно, тупо подрисовывали стёршиеся фрагменты букв надписи, не отдавая себе отчёт, что же, в сущности, они делают такое.

В двух заданиях ЕГЭ перед учеником ставится цель: проанализировать код программы из десятка строк, сделать выводы, назвать значение переменной, удовлетворяющей определённым требованиям. Более половины этих задач решаются прекраснейшим образом в уме минуты за полторы, если ты знаешь, что такое переменные, присваивание, условия и циклы, а так же понимаешь, как строится алгоритм. То есть, тебе нужно вспомнить содержание самых первых алфавитных, букварических, табличноумножатских, мать их за ногу, уроков по введению в программирование. Язык не важен. Остальные задачи чуть сложнее, внимание в процессе отвлекается, однако их можно решить замечательно, немного подправив код программы. Добавив одну строчку в начале и изменив безусловный вывод на вывод в результате проверки условия в конце. Но, повторюсь, для этого надо знать основы, самые-самые азы, например, что такое переменные и для чего отступы в Python.  А прекраснодушные деятели, будущие покорители айтишных олимпов тупо перерисовывают код полчаса, вообще не понимая, что это за закорючки такие, потом полторы недели думают, почему он у них не работает. Пыхтя при этом растерянно и задавая в пространство риторические вопросы. ДА ПОТОМУ ЧТО ВЫ НИХРЕНА НЕ ЗНАЕТЕ И ЗАПОМИНАТЬ НЕ ХОТИТЕ, вот почему. На задание даётся, кстати, пять минут, оно базовой сложности, то есть вообще ничего серьёзного.

Как вариант такой ситуации — решать при помощи программирования ВООБЩЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ из экзамена. Даже те, которые в уме решаются за минуту или меньше. Аргумент — «я хочу стать програмистом, поэтому я хочу все задачи так решить». Деточка, ты на экзамене не удаль программистскую обязан показывать, а РЕЗУЛЬТАТ. А его надо достичь тем способом, который у тебя лучше всего получается. По статистике, проще сложить два и два, чем брать тройной интеграл, поэтому решать надо САМЫМИ ЛЁГКИМИ СПОСОБАМИ. И неважно, что вам там ваши учителя говорят. Они ересь несут. Если на то пошло, чтобы стать программистом, программирование надо и помимо школьных уроков изучать. А ЕГЭшные задачи можно решить при помощи математики, электронных таблиц и небольшого количества мозгов (это дефицит, но что поделать).

Ещё вариант — «я не знаю, как решать эту задачу, поэтому я напишу программу». ЧТО??? То есть ты уверен, что твоя программа справится с задачей, которую ты не понимаешь? Я такую чушь даже комментировать не буду. А выглядит это обычно так. Ученик пишет полчаса невразумительный код, потом два часа думает, почему он не работает. На самое СЛОЖНОЕ задание, которое действительно нужно решать при помощи программирования, отводится 35 минут. А на ерунду — ПЯТЬ. А не сутки.

И самый цимес — это когда любой перерыв в занятиях обнаруживает неспособность к запоминанию. Сначала ты шесть раз показываешь, как решать такие задачи. Потому ученик решает их двадцать семь раз. Потом проходит неделя — и в голове так же пусто, как было до этого. Веселее всего то, что родители этих гениев часто возлагают именно на тебя отсутствие высокого балла у своих деточек. А я соглашусь с моим другом Борисом: не можешь запомнить и понять? Тогда нечего тебе делать в вузе. И да, из IT-компаний для тебя выбор между Яндекс.Такси и Яндекс.Едой.

В конце хочу вновь процитировать упоминавшегося уже перумовского героя, гнома Сидри Драмаронга:

Эхе-хе… Ну и времена настали распроклятые… Хотя времена, как сказано уже в другой книге двух других авторов, всегда одинаковые.

2 Comments on “Игры в программистов

  1. Да уж🙊
    У тупеньких появилась еще одна область деятельности- это IT.
    Времена всегда одинаковые. Просто они живут хорошо, а жить лучше не хотят.

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.