Профориентация в IT

Все прогрессивные айтишники небезосновательно свято веруют во всепроникающесть и краеугольность своей отрасли. Это, пожалуй, так, однако же, подобная точка зрения имеет некоторые побочные эффекты.

  1. Хайп, его величество (он же в древние времена — мода, её величество. Трансгендерная сволочь, ага). Технологии далеко не всегда являются именно новыми и полезными. Просто модные, «трендовые», то есть, толпобудоражащие. Со всеми вытекающими. Вот, например, вы (не берём госслужащих, хотя и они лицемерно юзают, например, ту же тележеньку) вайбером пользуетесь? Ага, не все, не всегда, а многие уже и забыли этот славный мессенджер из братской страны Беларусь. А вот почтой электронной — пользуетесь. По крайней мере, чаще, чем вайбером. А она в десяток раз старше, ха-ха. За пару лет большинство технологий благополучно из моды выходят, сменяясь чем-то более модным, но не факт, что лучшим. А помните, когда и как похоронили аську? А скайп? Да не, оно всё успешно работает, и большую аудиторию свою имеет, но инфантильный школодняк (да, это гибрид школоты и молодняка, вы угадали) боится пользоваться тем, чем пользовались такие же юнцы три-четыре года назад, чтобы не прослыть не-хайпожорами. Потом, лет в двадцать пять, примерно половина из них будет стыдиться случайных воспоминаний о себе-сегодняшних, и именно они станут нормальными взрослыми людьми (оговорка: станут нормальными взрослыми людьми, когда ПЕРЕСТАНУТ стыдиться).
  2.  Вера в заоблачные зарплаты и простоту работы. Высокие зарплаты есть, но ДЛЯ ЛУЧШИХ. Простота работы — это вообще не про IT. И да, гуманитариям в IT очень даже место, но гуманитарий — это тот, кто развился на ниве соответствующих предметов и смыслов, умеет определённым образом думать, обладает системными знаниями в своей области. А вовсе не тот, кто гуглит квадратный корень из девяти. Неучам в IT не место. Как и везде, кстати. Если главные достижения человека — рождение нескольких детей и выпячивание этого факта, инста с ноготочками, геймерский стаж, упёртая вера в собственную идеальность и синдром Даннинга-Крюгера, то максимум, на что можно рассчитывать — это на грошовый SMM-фриланс для шаромыжного недобизнеса, заправку картриджей для принтера, закупку бумаги и уборку в офисе IT-компании. Да, вас заменят роботы. Как раз к моменту получения вами диплома о верхнем недообразовании в шарашкиной конторе, где вы учитесь на «Государственное и муниципальное управление».
  3. И да, намеренное искажение представлений о своей деятельности IT-компаниями, которые хотят продать своё обучение. Продаётся это чаще всего шибко задорого, выбрать что-либо трудно, так как вместо профориентации идёт тупая продажа курсов по какой-либо специальности — и да, чаще всего бывает так, что самой перспективной профессией всяк кулик называет именно своё болото. Кто-то говорит, что рулят Python-разработчики. Или Java-разработчики. Кто-то топит за Front-end. Кто-то сыплет заклинаниями из терминологии Data Science (как я иногда). Кто-то убеждает доверчивого фраера ушастого в крутости зерокодинга (это когда вообще знать ничего не надо, а заказчик только и думает о том, как бы тебе за твоё убогое ясделие (от слова «я сделяль») в конструкторах денег отсыпать). Согласья в товарищах нет. А почему? Да потому что курсы у них разные. И продать все хотят сразу всё, всё и сразу. Денег-то охота же. И да, конечной целью бизнеса является концентрирование денег. Про миссию все безбожно брешут. По крайней мере, те, кого принято считать успешными, то есть, на кого ориентируются все хайпожоры.

Так как выбирать-то? И что именно выбирать?

Ответ не только прост, он общеизвестен. Выбирать надо то, что тебе интересно. Изучая в обязательном порядке основополагающие вещи. Системно и комплексно развиваясь. Никто не универсален полностью, но представление надо иметь о широком круге вещей. И глубоко и  профессионально изучать то, что зацепило. Не из-за денег. Не из-за моды. А исходя из личных интересов, которые, как ни крути, строятся по принципу «прёт — не прёт».

Я не лоббирую ничьи интересы, так как ко всем можно найти претензии, однако в качестве расширения кругозора и помощи в процессе выбора профессии хочу порекомендовать некоторые каналы на богомерзкой гуглиной тытрубе:

  1. Канал Академии Яндекса (за псевдолиберальность отдельных яндексовских проектов к ним возникают вопросы, но речь не о том сейчас), смотрите интервью, конференции, митапы (терпеть не могу это слово, но есть такая штука, конференции для бедных, точнее, для скудоумных) — достойно всё. Хоть некоторые говорители ртом (сами себя они называют спикерами, но смесь суржика и сленга ещё не означает профессионализма) вещают в стиле говнопабликов в соцсетях — но это исключительно для привлечения внимания тех самых, кто выкристаллизуется в дальнейшем из школодняка.
  2.  Канал «Компьютерные науки» от той же Академии Яндекса, там есть занятные ролики, где рассказывается, чем же занимаются те или иные спецы в той или иной области IT.
  3. Умница Настя Никулина, она как раз data scientist, канал именно этому направлению посвящён, много поясняющих роликов. И да, её курс тоже стоит приличных денег.
  4. Хоть я к MAIL.RU и их проектам тоже имею вопросы, но успешность их весьма высока, и во многом благодаря именно немалому количеству  толковых курсов (помойки типа SkillBox’а, которые они активно скупают, считать не будем, хоть им зачем-то это и надо), прежде всего — GeekBrains, да, кто бы чего ни говорил — тема неплохая. А то, что после курсов трудоустройство только в MAIL.RU — а вы попробуйте туда устройтесь после ваших универов или после настояний ваших многоопытных знакомых, которых туда тоже не взяли. Присмотреться стоит. Не обязательно же покупать курсы. Понятие иметь будете, это однозначно.
  5. Тоже мейловская тема — канал VK Team. Иногда создаёт впечатление заброшенного ресурса, но нет.

Будут ещё каналы, потом. Чаще — от самородков из народа, чем от организаций.

Учимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.