Posted on 27 декабря, 2021
Профориентация в IT
Все прогрессивные айтишники небезосновательно свято веруют во всепроникающесть и краеугольность своей отрасли. Это, пожалуй, так, однако же, подобная точка зрения имеет некоторые побочные эффекты.
- Хайп, его величество (он же в древние времена — мода, её величество. Трансгендерная сволочь, ага). Технологии далеко не всегда являются именно новыми и полезными. Просто модные, «трендовые», то есть, толпобудоражащие. Со всеми вытекающими. Вот, например, вы (не берём госслужащих, хотя и они лицемерно юзают, например, ту же тележеньку) вайбером пользуетесь? Ага, не все, не всегда, а многие уже и забыли этот славный мессенджер из братской страны Беларусь. А вот почтой электронной — пользуетесь. По крайней мере, чаще, чем вайбером. А она в десяток раз старше, ха-ха. За пару лет большинство технологий благополучно из моды выходят, сменяясь чем-то более модным, но не факт, что лучшим. А помните, когда и как похоронили аську? А скайп? Да не, оно всё успешно работает, и большую аудиторию свою имеет, но инфантильный школодняк (да, это гибрид школоты и молодняка, вы угадали) боится пользоваться тем, чем пользовались такие же юнцы три-четыре года назад, чтобы не прослыть не-хайпожорами. Потом, лет в двадцать пять, примерно половина из них будет стыдиться случайных воспоминаний о себе-сегодняшних, и именно они станут нормальными взрослыми людьми (оговорка: станут нормальными взрослыми людьми, когда ПЕРЕСТАНУТ стыдиться).
- Вера в заоблачные зарплаты и простоту работы. Высокие зарплаты есть, но ДЛЯ ЛУЧШИХ. Простота работы — это вообще не про IT. И да, гуманитариям в IT очень даже место, но гуманитарий — это тот, кто развился на ниве соответствующих предметов и смыслов, умеет определённым образом думать, обладает системными знаниями в своей области. А вовсе не тот, кто гуглит квадратный корень из девяти. Неучам в IT не место. Как и везде, кстати. Если главные достижения человека — рождение нескольких детей и выпячивание этого факта, инста с ноготочками, геймерский стаж, упёртая вера в собственную идеальность и синдром Даннинга-Крюгера, то максимум, на что можно рассчитывать — это на грошовый SMM-фриланс для шаромыжного недобизнеса, заправку картриджей для принтера, закупку бумаги и уборку в офисе IT-компании. Да, вас заменят роботы. Как раз к моменту получения вами диплома о верхнем недообразовании в шарашкиной конторе, где вы учитесь на «Государственное и муниципальное управление».
- И да, намеренное искажение представлений о своей деятельности IT-компаниями, которые хотят продать своё обучение. Продаётся это чаще всего шибко задорого, выбрать что-либо трудно, так как вместо профориентации идёт тупая продажа курсов по какой-либо специальности — и да, чаще всего бывает так, что самой перспективной профессией всяк кулик называет именно своё болото. Кто-то говорит, что рулят Python-разработчики. Или Java-разработчики. Кто-то топит за Front-end. Кто-то сыплет заклинаниями из терминологии Data Science (как я иногда). Кто-то убеждает доверчивого фраера ушастого в крутости зерокодинга (это когда вообще знать ничего не надо, а заказчик только и думает о том, как бы тебе за твоё убогое ясделие (от слова «я сделяль») в конструкторах денег отсыпать). Согласья в товарищах нет. А почему? Да потому что курсы у них разные. И продать все хотят сразу всё, всё и сразу. Денег-то охота же. И да, конечной целью бизнеса является концентрирование денег. Про миссию все безбожно брешут. По крайней мере, те, кого принято считать успешными, то есть, на кого ориентируются все хайпожоры.
Так как выбирать-то? И что именно выбирать?
Ответ не только прост, он общеизвестен. Выбирать надо то, что тебе интересно. Изучая в обязательном порядке основополагающие вещи. Системно и комплексно развиваясь. Никто не универсален полностью, но представление надо иметь о широком круге вещей. И глубоко и профессионально изучать то, что зацепило. Не из-за денег. Не из-за моды. А исходя из личных интересов, которые, как ни крути, строятся по принципу «прёт — не прёт».
Я не лоббирую ничьи интересы, так как ко всем можно найти претензии, однако в качестве расширения кругозора и помощи в процессе выбора профессии хочу порекомендовать некоторые каналы на богомерзкой гуглиной тытрубе:
- Канал Академии Яндекса (за псевдолиберальность отдельных яндексовских проектов к ним возникают вопросы, но речь не о том сейчас), смотрите интервью, конференции, митапы (терпеть не могу это слово, но есть такая штука, конференции для бедных, точнее, для скудоумных) — достойно всё. Хоть некоторые говорители ртом (сами себя они называют спикерами, но смесь суржика и сленга ещё не означает профессионализма) вещают в стиле говнопабликов в соцсетях — но это исключительно для привлечения внимания тех самых, кто выкристаллизуется в дальнейшем из школодняка.
- Канал «Компьютерные науки» от той же Академии Яндекса, там есть занятные ролики, где рассказывается, чем же занимаются те или иные спецы в той или иной области IT.
- Умница Настя Никулина, она как раз data scientist, канал именно этому направлению посвящён, много поясняющих роликов. И да, её курс тоже стоит приличных денег.
- Хоть я к MAIL.RU и их проектам тоже имею вопросы, но успешность их весьма высока, и во многом благодаря именно немалому количеству толковых курсов (помойки типа SkillBox’а, которые они активно скупают, считать не будем, хоть им зачем-то это и надо), прежде всего — GeekBrains, да, кто бы чего ни говорил — тема неплохая. А то, что после курсов трудоустройство только в MAIL.RU — а вы попробуйте туда устройтесь после ваших универов или после настояний ваших многоопытных знакомых, которых туда тоже не взяли. Присмотреться стоит. Не обязательно же покупать курсы. Понятие иметь будете, это однозначно.
- Тоже мейловская тема — канал VK Team. Иногда создаёт впечатление заброшенного ресурса, но нет.
Будут ещё каналы, потом. Чаще — от самородков из народа, чем от организаций.
Учимся.